Управляющий совет >>                                                        

 

 

Это должен знать каждый родитель


Оглавление:

 

    11 "Отклонений" у подростков, употребляющих наркотики;
    Характеристики подростков с риском суицида;
    Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков;
    Формы профилактики подростковой суицидности;
    Оценим степень риска;
    Когда рушится семья;
    Детей учит то, что их окружает;
    МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ - два разных мира;
    Некоторые мысли Луизы Хей;
    Правила общения с ребенком;
    Гармония между домашней и школьной жизнью ребенка;
    Ругань, оскорбления недопустимы;
    Доброе слово лечит и учит;
    Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно.

 

 

 

11 "Отклонений" у подростков, употребляющих наркотики:

  1. Резкие и частые изменения настроения вне зависимости от ситуации.

  2. Заторможенность (до сонливого состояния) или излишняя бодрость, двигательная активность, говорливость.

  3. Нарушение ритма сна и бодрствования (позднее засыпание - позднее пробуждение).

  4. Нарушение ритма сна и бодрствования (позднее засыпание - позднее пробуждение).

  5. Нарушение ритма сна и бодрствования (позднее засыпание - позднее пробуждение).

  6. Стремление к уединению.

  7. потребность в деньгах, обоснованная явно надуманными причинами, возможное исчезновение денег или вещей.

  8. Появление новых, подозрительных друзей, общение с которыми происходит в основном наедине или непонятными, "закодированными" фразами.

  9. Изменение размера зрачков (от суженных в точку до расширенных с "исчезновением" радужки), которое не зависит от освещенности.

  10. Нарушение координации, когда движения становятся неуклюжими и порывистыми.

  11. Повышенная агрессивность.

    Если вы заметили хотя бы пять из этих признаков, то вам следует обратиться за консультацией к специалистам!

 

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Характеристики подростков с риском суицида:

  1. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжёлые ситуации.

  2. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).

  3. Подростки с патохарактерологическими, психопа­тическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.

  4. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.

  5. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями - алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо близких.

  6. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально - психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.

  7. Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:

 

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможности быть понятым;

  • действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность; переживания, связанные смертью, разводом, уходом родителей из семьи;

  • чувство вины, стыда, угрызение совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения; страх наказания, нежелание принести извинения;

  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;

  • чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;

  • желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.

     

     

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Формы профилактики подростковой суицидности:

  1. неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого учителя;

  2. освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приёмов индивидуально - педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

  3. раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого -педагогической коррекционной работы;

  4. активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приёмов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого - педагогической помощи детям;

  5. неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

  6. рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

  7. усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

  8. проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

  9. формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

  10. повышение стрессоустойчивости путём психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению: ожидаемых, трудностей;

  11. психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действий, факторов, обуславливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.

     

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Оценим степень риска

 

    Наркологи выделяют такие биологические и социальные факторы, которые повышают риск приобщения ребенка к наркотикам:

  1. Тяжёлая беременность матери и сложные роды.

  2. Тяжёлые или хронические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.

  3. Сотрясение головного мозга (особенно многократные).

  4. Неполная семья, то есть воспитание ребенка только одним родителем.

  5. Сильная занятость родителей (постоянные командировки, разъезды).

  6. Отсутствие родных братьев и сестер.

  7. Алкоголизм и наркомания у кого-либо из близких родственников.

  8. Психические заболевания в роду, тяжёлый характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников.

  9. (в 12 - 13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей.

  10. Гиперопёка со стороны родителей.

  11. Искажённые отношения в семье, которые могут привести к неправильному освоению социальных ролей.

  12. Лёгкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они даются.

     

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Когда рушится семья

 

    Ребенок всегда страдает, когда разводятся родители. Какие бы ни были причины и люди, есть правила, следуя которым, родители очень помогут своему ребенку сгладить или уменьшить психологическую травму.

  1. Пагубно действует не столько факт развода, но и то, как он проходит. Важно выбрать пристойную форму.

  2. Нужно, как можно тактичнее, объяснить ребенку, что случилось, не обвиняя никого из родителей, заверить сына или дочь в своей любви, рассказать о возможных перспективах. Скажите, что такое бывает со многими людьми.

  3. Бывает, что один из родителей (обычно отец), разрывает отношения с ребенком окончательно, так как имеет другую семью, уезжает или пьянствует и уже забыл о родительских обязанностях. Многие психологи считают, что ребенка нужно подготовить к тому, что отец уходит навсегда (лучше отрубить сразу, чем отрезать по кусочкам), но это утверждение спорное.

  4. Родителям нужно оговорить процедуру контакта с ребенком. Не надо представлять, что ничего не случилось, иначе он не сможет понять, зачем было разводиться.

  5. Не манипулируйте ребенком при сведении счетов с бывшим супругом. Это неизбежно приведет к психологическому проигрышу для всех.

  6. Не меняйте место жительства, школу, пока ребенок не привыкнет к новой для него ситуации. Сын или дочь сейчас больше, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.

  7. Лучше не скрывать факт развода от знакомых, соседей, учителей. Подготовьте ребенка, как ответить на вопросы, которые ему могут задать.

  8. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что он стал одиноким, покинутым, никому не нужным. Уделяйте ему больше внимания. Но не надо во всем потакать. Помогите ему взрослеть и быть самостоятельным.

  9. Подумайте, кто вам будет помогать. Придите к соглашению во взглядах на воспитание и сложившуюся ситуацию.

  10. Не отказывайтесь от личной жизни в пользу ребенка. За этим: стоит неумение решать собственные проблемы. Если хотите вступать в новый брак, вступайте, но учитывайте психологическое состояние малыша и его отношение к будущему отчиму или мачехе и другие обстоятельства.

  11. Заполните пустоту, недостаток общения, например, заведя собаку или кошку, если вы, конечно, любите животных, создайте больше возможностей для встречи со сверстниками, посещения мероприятий, секций. А если позволяют средства, отправляйтесь в путешествие.

    Желаем счастья, ведь развод приносит не только горести, но и немало плюсов. Пусть у вас их будет больше!

 

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Детей учит то, что их окружает:

 

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребёнка часто высмеивают — он учиться быть робким.
Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире Любовь!

 

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ - два разных мира

 

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.

  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.

  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

  • Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

  • Если вам надо отругать девочку, не стешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы не довольны, т. к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать слышать.

     

     

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Некоторые мысли Луизы Хей

 

  • Мы несем 100-процентную ответственность за все наши поступки.

  • Каждая наша мысль создает наше будущее.

  • Исходная точка силы - всегда в настоящем моменте.

  • Все заключается в мысли, а мысль можно изменить.

  • Затаенная обида, злоба, критика других и себя, чувство вины - самые вредные для здоровья эмоции.

  • Полное освобождение от накопленной обиды или злобы излечивает рак.

  • Когда мы действительно любим самих себя, наша жизнь прекрасна.

  • Необходимо освободиться от прошлого и простить всех без исключения (включая самих себя).

  • Принятие самих себя и одобрение своих поступков - ключ к позитивным переменам.

  • Мы и только мы сами создаем болезни в нашем теле.

  • Жизнь очень проста. Что мы даем, то мы и получаем.

     

     

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Правила общения с ребенком

  1. Можно выразить своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.

  2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для того есть основания.

  3. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо того посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

  4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перестает восприниматься.

  5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

  6. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

  7. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при том, возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

  8. Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

  9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»

  10. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные с возможностями ребенка.

  11. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

  12. 0 своих чувствах говорите ребёнку от первого лица, сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Гармония между домашней и школьной жизнью ребенка.

 

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи,    организуемые   родительским   комитетом   и   педагогическим   коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.

  • Помогайте ребенку выполнять домашнее задание, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказываете их.

  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив .книгу,- по которой поставлен понравившийся фильм.

  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Ругань, оскорбления недопустимы!

 

    Мальчишка разбил тарелку (увы, не впервые). «Вечно у тебя из рук все валится!» -раздраженно реагирует кто-то из взрослых. Досада понятная, но зачем яке изливать ее столь желчно (тем, более, что осколки не склеишь, потерю не вернешь)? И почему «вечно»? беспочвенные обобщения не помогут, а помешают ребенку преодолеть неуклюжесть.

    Как бы он не проштрафился, можно и нужно вменять ему в вину разве лишь сами проступки, но не черты его натуры. Предположим, он прогневил вас, натворив что-то неприятное по неловкости, поспешности, недогадливости и т.п. «Безрукий», «торопыга», «тугодум» или иные ярлыки «Сто раз повторять тебе одно и то же? Бестолочь!». «Ну и неряха! Посмотри на свою одежду, на свои руки». «Хоть кол на голове теши - такой упрямец». «Не пой, у тебя нет слуха». «Не тарахти! У меня от твоей болтовни в ушах звенит». «Не хлюпай носом. С тобой за одним столом есть противно». «Выключи телевизор, надоели твои мулътики дурацкие»...

    Даже в состоянии белого каления можно найти какие-то человечные слова, сказать без надрыва: «Подожди, пожалуйста, мне сейчас некогда, но скоро я освобожусь». Резкие же крики травмируют психику. Впрочем, рано или поздно они, случается, прививают привычку к ним и невосприимчивость к нормальному повелительному наклонению.

    Желая хоть как-то объяснить и простить себе непозволительный тон общения с ребенком, мы готовы ссылаться на всевозможные трудности жизни, стрессы, нервное и физическое перенапряжение и т.п. Грош цена этим нашим оправданиям! Действительно, не распоясываемся же мы перед своим начальством при всех наших болях, бедах и обидах.

    А коли способны не терять самообладание, то должны сохранять его и в отношениях с детьми.

 

Л. Матвеева

 

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Доброе слово лечит и учит

 

«Слово ласковое - мастер дивных дел»
В.В. Маяковский

 

    Детворе просто необходимы похвалы, которые укрепляют в ней чувство собственного достоинства, развивают умение отличать хорошее от плохого. Но если ее формально засыпают возгласами восхищения по любому поводу и даже беспричинно, это не может, а помешает ей критически оценивать себя, свои чаяния, намерения, поступки. И еще: вполне вероятно, что со временем она перестанет всерьез относиться к сомнительно-лестным комплиментам.

    Иногда не срабатывают и вполне обоснованное одобрение, если оно звучит назидательно под стать нравоучению: «Ты действительно хорошо убрала свою комнату, но было бы лучше, если бы впредь ты делала это без моего напоминания». Дочери не столько отрадно, сколько обидно слышать такое родительское заключение: она ведь старалась изо всех вил!

    Другой пример: «Классно!» - восклицает мать, скользнув поверхностным взглядом по криво­бокому клоуну, которого ее пятилетний малыш вырисовывал тщательно и долго. Такая сверхкраткость с явным привкусом небрежности разочаровывает. А ведь надо бы маме отреагировать иначе - внимательно рассмотреть изображение и сказать что-то вразумительное: « Это очень веселый человечек, он мне нравится. А умеет он петь и танцевать? Что тебе нравится в нем больше всего?» И далее: «Ты разрешишь мне повесить твой рисунок на видном месте?»

    Каждый ребенок переживает в своем развитии такие фазы, когда он пытается сделать больше, чем может. И очень важно поощрять такие его устремления, хотя это порой непросто. Как быть, если он, допустим, пожелав отнести к мойке свои тарелку и чашку, падает и разбивает их по дороге на кухню? Лучше не упрекать, а поддержать его в такой ситуации: «Не расстраивайся, в следующий разу тебя обязательно получится».

    Общее правило: совсем маленького ребенка следует хвалить за каждый успех в целом. Например: «Ты нарисовал красивую картинку!» По мере взросления дошкольника уделяйте больше внимания деталям: «На твоем рисунке мне особенно нравится дом». Или: «Какая у этой фигурки забавная шапочка!»

    Искренне и тактично сказанное доброе слово - эффективное средство воспитания.

 

А. Тихомирова

 

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 

 

 

Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно:

 

  • Безусловно принимать его;

  • Активно слушать его;

  • Бывать (читать, играть, заниматься) вместе;

  • Не вмешиваться в его занятия, с которыми  он  справляется;

  • Помогать, когда просит;

  • Поддерживать;

  • Делиться своими чувствами (доверять);

  • Конструктивно разрешать конфликты;

  • Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Хорошо, что ты пришел», «Давай посидим (что-то сделаем) вместе»,  «Как  хорошо, что ты у нас есть»;

 

 

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - [ оглавление ] - - -

 

 
       
   

   


Адрес: 428022, Чувашская республика г. Чебоксары, пр. Мира, д. 16. Тел.: (8352) 63-06-55, 63-16-34
Copyright © 2006 МОУ СОШ №33;                                                       E-mail: cheb_sosh33@rus21.ru
Оформление и дизайн сайта by
Step    Поддержка сайта: Маличкин В.В.

 
Hosted by uCoz