Это должен знать каждый родитель
Оглавление:
–
11 "Отклонений" у подростков, употребляющих
наркотики;
–
Характеристики подростков с риском суицида;
–
Наиболее типичные мотивы суицидального поведения
у подростков;
–
Формы профилактики подростковой суицидности;
–
Оценим степень
риска;
–
Когда рушится
семья;
–
Детей
учит то, что их окружает;
–
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ - два разных мира;
–
Некоторые
мысли Луизы Хей;
–
Правила
общения с ребенком;
–
Гармония между домашней и школьной жизнью
ребенка;
–
Ругань, оскорбления недопустимы;
–
Доброе
слово лечит и учит;
–
Для поддержания у ребенка нормальной самооценки
важно.
11 "Отклонений" у подростков, употребляющих
наркотики:
-
Резкие и частые изменения настроения вне
зависимости от ситуации.
-
Заторможенность (до сонливого состояния) или
излишняя бодрость, двигательная активность,
говорливость.
-
Нарушение ритма сна и бодрствования (позднее
засыпание - позднее пробуждение).
-
Нарушение ритма сна и бодрствования (позднее
засыпание - позднее пробуждение).
-
Нарушение ритма сна и бодрствования (позднее
засыпание - позднее пробуждение).
-
Стремление к уединению.
-
потребность в деньгах, обоснованная явно
надуманными причинами, возможное
исчезновение денег или вещей.
-
Появление новых, подозрительных друзей,
общение с которыми происходит в основном
наедине или непонятными, "закодированными"
фразами.
-
Изменение размера зрачков (от суженных в
точку до расширенных с "исчезновением"
радужки), которое не зависит от
освещенности.
-
Нарушение координации, когда движения
становятся неуклюжими и порывистыми.
-
Повышенная агрессивность.
Если вы заметили хотя бы пять из этих признаков,
то вам следует обратиться за консультацией к
специалистам!
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Характеристики подростков с риском суицида:
-
Дети и подростки, переживающие острые,
экстремальные или длительные, психологически
тяжёлые ситуации.
-
Подростки, в поведении которых имеются
аффективные расстройства в форме депрессии,
дисфории (состояние ничем не обоснованной
грусти).
-
Подростки с патохарактерологическими,
психопатическими реакциями и
психопатоподобными состояниями с
преобладанием возбудимости, неустойчивости,
демонстративности и психастенических
расстройств в поведении.
-
Подростки, употребляющие спиртные напитки и
склонные к асоциальным формам поведения.
-
Подростки из конфликтных семей, а также
проживающие с психически больными
родственниками, родителями - алкоголиками и
наркоманами, в семьях, где были случаи
суицидов у кого-либо близких.
-
Подростки, страдающие хроническими
соматическими и неврологическими
заболеваниями, приводящими к социально -
психологической изоляции и сопровождающимися
депрессивными переживаниями.
-
Подростки, совершившие в прошлом попытку
самоубийства, а также высказывающие угрозу
суицида.
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Наиболее типичные мотивы суицидального поведения
у подростков:
-
переживание обиды, одиночества,
отчужденности, невозможности быть понятым;
-
действительная или мнимая утрата
родительской любви, ревность; переживания,
связанные смертью, разводом, уходом
родителей из семьи;
-
чувство вины, стыда, угрызение совести,
оскорбленное самолюбие, боязнь позора,
насмешек, унижения; страх наказания,
нежелание принести извинения;
-
любовные неудачи, сексуальные эксцессы,
беременность у девочек;
-
чувство мести, злобы, протеста, угроза,
предупреждение, вымогательство;
-
желание привлечь внимание к своей судьбе,
вызвать сочувствие к себе, избежать
неприятных последствий, уйти от трудной
ситуации;
-
сочувствие или подражание товарищам, героям
книг или фильма.
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Формы профилактики подростковой суицидности:
-
неукоснительное соблюдение педагогической
этики, требований педагогической культуры в
повседневной работе каждого учителя;
-
освоение хотя бы минимума знаний возрастной
психопатологии, а также соответствующих
приёмов индивидуально - педагогического
подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
-
раннее выявление контингента риска на основе
знания его характеристики в целях
динамического наблюдения и своевременной
психолого -педагогической коррекционной
работы;
-
активный патронаж семей, в которых проживают
учащиеся группы риска, с использованием
приёмов семейной психотерапии, оказанием
консультативной помощи родителям и психолого
- педагогической помощи детям;
-
неразглашение факторов суицидальных случаев
в школьных коллективах;
-
рассмотрение угрозы самоубийства в качестве
признака повышенного суицидального риска;
-
усиление внимания родителей к порядку
хранения лекарственных средств, а также к
суицидогенным психологическим факторам;
-
проведение при необходимости тактичной
консультации подростка с психологом,
психотерапевтом, психиатром;
-
формирование у учащихся таких понятий, как
«ценность человеческой жизни», «цели и смысл
жизни», а также индивидуальных приёмов
психологической защиты в сложных жизненных
ситуациях;
-
повышение стрессоустойчивости путём
психологической подготовки подростка к
сложным и противоречивым реалиям современной
жизни, формирование готовности к
преодолению: ожидаемых, трудностей;
-
психологическая помощь школе, семье и
подростку в целях предупреждения или
ослабления действий, факторов,
обуславливающих возникновение психогенных
реакций или декомпенсацию имеющихся у
школьника нервно-психических расстройств.
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Оценим степень
риска
Наркологи выделяют такие биологические и
социальные факторы, которые повышают риск
приобщения ребенка к наркотикам:
-
Тяжёлая беременность матери и сложные роды.
-
Тяжёлые или хронические заболевания,
перенесенные ребенком в раннем возрасте.
-
Сотрясение головного мозга (особенно
многократные).
-
Неполная семья, то есть воспитание ребенка
только одним родителем.
-
Сильная занятость родителей (постоянные
командировки, разъезды).
-
Отсутствие родных братьев и сестер.
-
Алкоголизм и наркомания у кого-либо из
близких родственников.
-
Психические заболевания в роду, тяжёлый
характер или частые нарушения общепринятых
правил поведения у кого-либо из близких
родственников.
-
(в 12 - 13 лет) начало самостоятельной жизни
и преждевременное освобождение от опеки
родителей.
-
Гиперопёка со стороны родителей.
-
Искажённые отношения в семье, которые могут
привести к неправильному освоению социальных
ролей.
-
Лёгкий и неконтролируемый доступ к деньгам и
непонимание того, как они даются.
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Когда рушится
семья
Ребенок всегда страдает, когда разводятся
родители. Какие бы ни были причины и люди, есть
правила, следуя которым, родители очень помогут
своему ребенку сгладить или уменьшить
психологическую травму.
-
Пагубно действует не столько факт
развода, но и то, как он проходит. Важно
выбрать пристойную форму.
-
Нужно, как можно тактичнее, объяснить
ребенку, что случилось, не обвиняя
никого из родителей, заверить сына или дочь
в своей любви, рассказать о возможных
перспективах. Скажите, что такое бывает со
многими людьми.
-
Бывает, что один из родителей (обычно отец),
разрывает отношения с ребенком окончательно,
так как имеет другую семью, уезжает или
пьянствует и уже забыл о родительских
обязанностях. Многие психологи считают, что
ребенка нужно подготовить к тому, что отец
уходит навсегда (лучше отрубить сразу, чем
отрезать по кусочкам), но это утверждение
спорное.
-
Родителям нужно оговорить процедуру
контакта с ребенком. Не надо
представлять, что ничего не случилось, иначе
он не сможет понять, зачем было разводиться.
-
Не манипулируйте ребенком при
сведении счетов с бывшим супругом. Это
неизбежно приведет к психологическому
проигрышу для всех.
-
Не меняйте место жительства, школу,
пока ребенок не привыкнет к новой для него
ситуации. Сын или дочь сейчас больше, чем
когда-либо, нуждается в сохранении старых
дружеских связей.
-
Лучше не скрывать факт развода от знакомых,
соседей, учителей. Подготовьте ребенка, как
ответить на вопросы, которые ему могут
задать.
-
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка не
сложилось впечатление, что он стал одиноким,
покинутым, никому не нужным. Уделяйте ему
больше внимания. Но не надо во всем
потакать. Помогите ему взрослеть и быть
самостоятельным.
-
Подумайте, кто вам будет помогать.
Придите к соглашению во взглядах на
воспитание и сложившуюся ситуацию.
-
Не отказывайтесь от личной жизни в пользу
ребенка. За этим: стоит неумение решать
собственные проблемы. Если хотите вступать в
новый брак, вступайте, но учитывайте
психологическое состояние малыша и его
отношение к будущему отчиму или мачехе и
другие обстоятельства.
-
Заполните пустоту, недостаток общения,
например, заведя собаку или кошку, если вы,
конечно, любите животных, создайте больше
возможностей для встречи со сверстниками,
посещения мероприятий, секций. А если
позволяют средства, отправляйтесь в
путешествие.
Желаем счастья, ведь развод приносит не только
горести, но и немало плюсов. Пусть у вас их
будет больше!
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Детей
учит то, что их окружает:
Если
ребёнка часто критикуют - он
учится осуждать.
Если ребёнка часто высмеивают — он
учиться быть робким.
Если ребёнка часто позорят - он
учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнка часто подбадривают -
он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят - он
учится оценивать.
Если с ребёнком обычно честны - он
учится справедливости.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности
- он учится верить.
Если ребёнка часто одобряют - он
учится хорошо к себе относиться.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы
и чувствует себя нужным - он учится
находить в этом мире Любовь!
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ - два разных мира
-
Никогда не забывайте, что перед вами не
просто ребенок, а мальчик или девочка с
присущими им особенностями восприятия,
мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и
даже любить их надо по-разному. Но
обязательно очень любить.
-
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек,
не ставьте одних в пример другим: они разные
даже по биологическому возрасту - девочки
обычно старше ровесников-мальчиков.
-
Не забывайте, что мальчики и девочки
по-разному видят, слышат, осязают,
по-разному воспринимают пространство и
ориентируются в нем, а главное - по-разному
осмысливают все, с чем сталкиваются в этом
мире. И уж, конечно, не так, как мы -
взрослые.
-
Помните, что, когда женщина воспитывает и
обучает мальчиков, ей мало пригодится
собственный детский опыт и сравнивать себя в
детстве с ними неверно и бесполезно.
-
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков
аккуратности и тщательности выполнения
вашего задания.
-
Старайтесь, давая задания мальчикам,
включать в них момент поиска, требующий
сообразительности. Не надо заранее
рассказывать и показывать, что и как делать.
Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он
сам открыл принцип решения, пусть даже
наделав ошибок.
-
С девочками, если им трудно, надо вместе, до
начала работы, разобрать принцип выполнения
задания, что и как надо сделать. Вместе с
тем, девочек надо постепенно учить
действовать самостоятельно, а не только по
заранее известным схемам, подталкивать к
поиску собственных решений незнакомых,
нетиповых заданий.
-
Помните, что мы часто недооцениваем
эмоциональную чувствительность и тревожность
мальчиков.
-
Если вам надо отругать девочку, не стешите
высказывать свое отношение к ней - бурная
эмоциональная реакция помешает ей понять, за
что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее
ошибка.
-
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем
вы не довольны, т. к. он не может долго удерживать эмоциональное
напряжение. Его мозг как бы отключит
слуховой канал, и ребенок перестанет вас
слушать слышать.
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Некоторые
мысли Луизы Хей
-
Мы несем 100-процентную ответственность за
все наши поступки.
-
Каждая наша мысль создает наше будущее.
-
Исходная точка силы - всегда в настоящем
моменте.
-
Все заключается в мысли, а мысль можно
изменить.
-
Затаенная обида, злоба, критика других и
себя, чувство вины - самые вредные для
здоровья эмоции.
-
Полное освобождение от накопленной обиды или
злобы излечивает рак.
-
Когда мы действительно любим самих себя,
наша жизнь прекрасна.
-
Необходимо освободиться от прошлого и
простить всех без исключения (включая самих
себя).
-
Принятие самих себя и одобрение своих
поступков - ключ к позитивным переменам.
-
Мы и только мы сами создаем болезни в нашем
теле.
-
Жизнь очень проста. Что мы даем, то мы и
получаем.
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Правила
общения с ребенком
-
Можно выразить своё недовольство отдельными
действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
-
Можно осуждать действия ребёнка, но не его
чувства, какими бы нежелательными или
«непозволительными» они не были. Раз они у
него возникли, значит, для того есть
основания.
-
Не требуйте от ребёнка невозможного или
трудно выполнимого. Вместо того посмотрите,
что вы можете изменить в окружающей
обстановке.
-
Недовольство действиями ребенка не должно
быть систематическими, иначе оно перестает
восприниматься.
-
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные
проблемы ребенка.
-
Позволяйте ребёнку встречаться с
отрицательными последствиями своих действий
(или своего бездействия). Только тогда он
будет взрослеть, и становиться
«сознательным».
-
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу
помощь, обязательно помогите ему. Но при
том, возьмите на себя только то, что он не
может выполнить сам, остальное предоставьте
делать ему самому.
-
Если ребенок вызывает своим поведением у вас
отрицательные переживания, сообщите ему об
этом.
-
Не вмешивайтесь в дело, которым занят
ребенок, если он не просит помощи. Своим
невмешательством вы сообщите ему: «С тобой
все в порядке! Ты справишься!»
-
Чтобы избегать излишних проблем и
конфликтов, соразмеряйте собственные с
возможностями ребенка.
-
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя
ответственность за личные дела вашего
ребенка, пусть он чувствует себя
ответственным за их выполнение.
-
0 своих чувствах говорите ребёнку от первого
лица, сообщайте о себе, о своем переживании,
а не о нем и его поведении.
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Гармония между домашней и школьной жизнью
ребенка.
-
Воодушевите ребенка на
рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес
обычным вопросом типа: «Как прошел твой день
в школе?» Каждую неделю выбирайте время,
свободное от домашних дел, и внимательно
беседуйте с ребенком о школе.
-
Регулярно беседуйте с учителями вашего
ребенка о его успеваемости, поведении и
взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если
вы чувствуете, что не знаете о школьной
жизни вашего ребенка или о его проблемах,
связанных со школой, или о взаимосвязи его
школьных и домашних проблем. Даже если нет
особенных поводов для беспокойства,
консультируйтесь с учителем вашего
ребенка не реже, чем раз в два месяца.
-
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка
со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую
успеваемость как награду, а неуспеваемость -
как наказание. Если у ребенка учеба идет
хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно
даже устраивать небольшие праздники по этому
поводу. Но выражайте свою озабоченность,
если у ребенка не все хорошо в школе, и,
если необходимо, настаивайте на более
внимательном выполнении им домашних и
классных заданий. Постарайтесь, насколько
возможно, не устанавливать наказаний и
поощрений: например, ты на полчаса больше
можешь посмотреть телевизор за хорошие
отметки, а на полчаса меньше - за плохие.
Такие правила сами по себе могут привести к
эмоциональным проблемам.
-
Знайте программу и особенности школы, где
учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь
вашего ребенка и быть уверенным, что он
получает хорошее образование в хороших
условиях. Посещайте все мероприятия и
встречи, организуемые родительским
комитетом и педагогическим
коллективом. Используйте любые возможности,
чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как
его учат.
-
Помогайте ребенку выполнять домашнее
задание, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное
время, когда нужно выполнять домашние
задания, полученные в школе, и следите за
выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению.
Если ребенок обращается к вам с вопросами,
связанными с домашними заданиями, помогите
ему найти ответы самостоятельно, а не
подсказываете их.
-
Помогите ребенку почувствовать интерес к
тому, что преподают в школе.
Выясните, что интересует вашего ребенка, а
затем установите связь между его интересами
и предметами, изучаемыми в школе. Например,
любовь ребенка к фильмам можно превратить в
стремление читать книги, подарив .книгу,- по
которой поставлен понравившийся фильм.
-
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы
поддерживать спокойную и стабильную
атмосферу в доме, когда в школьной жизни
ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев
в школе, начало и окончание каждого учебного
года, переход из начальной школы в среднюю и
старшую, могут привести к стрессу ребенка
школьного возраста. При любой возможности
пытайтесь избежать больших изменений или
нарушений в домашней атмосфере в течение
этих событий. Спокойствие домашней жизни
вашего ребенка поможет ему более эффективно
решать проблемы в школе.
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Ругань, оскорбления недопустимы!
Мальчишка разбил тарелку (увы, не впервые).
«Вечно у тебя из рук все валится!» -раздраженно
реагирует кто-то из взрослых. Досада понятная,
но зачем яке изливать ее столь желчно (тем,
более, что осколки не склеишь, потерю не
вернешь)? И почему «вечно»? беспочвенные
обобщения не помогут, а помешают ребенку
преодолеть неуклюжесть.
Как
бы он не проштрафился, можно и нужно вменять ему
в вину разве лишь сами проступки, но не черты
его натуры. Предположим, он прогневил вас,
натворив что-то неприятное по неловкости,
поспешности,
недогадливости и т.п. «Безрукий», «торопыга»,
«тугодум» или иные ярлыки «Сто раз повторять
тебе одно и то же? Бестолочь!». «Ну и неряха!
Посмотри на свою одежду, на свои руки». «Хоть
кол на голове теши - такой упрямец». «Не пой, у
тебя нет слуха». «Не тарахти! У меня от твоей
болтовни в ушах звенит». «Не хлюпай носом. С
тобой за одним столом есть противно». «Выключи
телевизор, надоели твои мулътики дурацкие»...
Даже в состоянии белого каления
можно найти какие-то человечные слова, сказать
без надрыва: «Подожди, пожалуйста, мне сейчас
некогда, но скоро я освобожусь». Резкие же крики
травмируют психику. Впрочем, рано или поздно
они, случается, прививают привычку к ним и
невосприимчивость к нормальному повелительному
наклонению.
Желая хоть как-то объяснить и простить себе
непозволительный тон общения с ребенком, мы
готовы ссылаться на всевозможные трудности
жизни, стрессы, нервное и физическое
перенапряжение и т.п. Грош цена этим нашим
оправданиям! Действительно, не распоясываемся же
мы перед своим начальством при всех наших болях,
бедах и обидах.
А коли способны не терять
самообладание, то должны сохранять его и в
отношениях с детьми.
Л. Матвеева
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Доброе слово
лечит и учит
«Слово ласковое - мастер дивных дел»
В.В. Маяковский
Детворе просто необходимы
похвалы, которые укрепляют в ней чувство
собственного достоинства, развивают умение
отличать хорошее от плохого. Но если ее
формально засыпают возгласами восхищения по
любому поводу и даже беспричинно, это не может,
а помешает ей критически оценивать себя, свои
чаяния, намерения, поступки. И еще: вполне
вероятно, что со временем она перестанет всерьез
относиться к сомнительно-лестным комплиментам.
Иногда не срабатывают и вполне
обоснованное одобрение, если оно звучит
назидательно под стать нравоучению: «Ты
действительно хорошо убрала свою комнату, но
было бы лучше, если бы впредь ты делала это без
моего напоминания». Дочери не столько отрадно,
сколько обидно слышать такое родительское
заключение: она ведь старалась изо всех вил!
Другой пример: «Классно!» -
восклицает мать, скользнув поверхностным
взглядом по кривобокому клоуну, которого ее
пятилетний малыш вырисовывал тщательно и долго.
Такая сверхкраткость с явным привкусом
небрежности разочаровывает. А ведь надо бы маме
отреагировать иначе - внимательно рассмотреть
изображение и сказать что-то вразумительное: «
Это очень веселый человечек, он мне нравится. А
умеет он петь и танцевать? Что тебе нравится в
нем больше всего?» И далее: «Ты разрешишь мне
повесить твой рисунок на видном месте?»
Каждый ребенок переживает в своем
развитии такие фазы, когда он пытается сделать
больше, чем может. И очень важно поощрять такие
его устремления, хотя это порой непросто. Как
быть, если он, допустим, пожелав отнести к мойке
свои тарелку и чашку, падает и разбивает их по
дороге на кухню? Лучше не упрекать, а поддержать
его в такой ситуации: «Не расстраивайся, в
следующий разу тебя обязательно получится».
Общее правило: совсем маленького
ребенка следует хвалить за каждый успех в целом.
Например: «Ты нарисовал красивую картинку!» По
мере взросления дошкольника уделяйте больше
внимания деталям: «На твоем рисунке мне особенно
нравится дом». Или: «Какая у этой фигурки
забавная шапочка!»
Искренне и тактично сказанное
доброе слово - эффективное средство воспитания.
А.
Тихомирова
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
Для поддержания у ребенка нормальной самооценки
важно:
-
Безусловно принимать его;
-
Активно слушать его;
-
Бывать (читать, играть, заниматься) вместе;
-
Не вмешиваться в его занятия, с которыми
он справляется;
-
Помогать, когда просит;
-
Поддерживать;
-
Делиться своими чувствами (доверять);
-
Конструктивно разрешать конфликты;
-
Использовать в повседневном общении
приветливые фразы, например: «Мне хорошо с
тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится,
как ты...», «Хорошо, что ты пришел», «Давай
посидим (что-то сделаем) вместе», «Как
хорошо, что ты у нас есть»;
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
[
оглавление
]
- - -
|